ПУШКИНИАНА Нади Рушевой
"Это кристаллизация чистоты духа,
люди нуждаются в таком искусстве,
как в глотке свежего воздуха."
В данной статье речь идёт об одной русской художнице - Наде Рушевой, которая, окрылённая творчеством великого А.С. Пушкина, посвятила большую часть своей короткой жизни этому поэту.
Нам раскрываются человеческие свойства художницы: ее отзывчивость, её доброта, живость её характера. Рисунки на пушкинские темы сознательно сделаны с ориентацией на графику самого поэта, в них чувствуется та лёгкость, стремительность, краткость, которые делают рисунки Пушкина исключительным явлением графического искусства, но Надя нигде не подражает поэту:она не стилизирует свои рисунки "под Пушкина", но берёт тот беглый и вместе с тем предельно точный канонизм, то чувство "соразмеренности", которое в нашем представлении неразрывно связано с образом, поэзией и графикой Пушкина.
Короткая жизнь девочки, 17 лет 36 дней, вместила невероятно много. Родилась Надя Рушева 31 января 1952 года в столице Монголии Улан-Баторе, где жили тогда её родители. Мама Нади была балериной, папа работал театральным художником. Девочку назвали Найдан, что означает "вечно живущая". В том же году Рушевы переехали в Москву. Когда Наде исполнилось 5 лет, появились её первые рисунки. Девочка жила в удивительном мире сказок и мифов. С малых лет Надя бывала в музеях. Она любила задерживаться в античных залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Эрмитаже, в музеях Москвы, Феодосии и Симферополя. Стремительно развивались фантазии юной художницы Нади Рушевой. Рано заметив наблюдательность и яркое воображение дочери, родители Нади лелеяли и берегли её хрупкий, но набирающий силу талант. Они были её первыми зрителями, верными друзьями и добрыми советчиками.
Как все дети, Надя любила петь, танцевать, декламировать стихи. Но охотнее всего она рисовала, доверяя бумаге свои фантазии. В семь лет, еще в первом классе, Надя стала выводить контуры авторучкой и как-то сразу и навсегда сжилась с этим тонким и трудным инструментом (поправки-то исключаются!), которым редко пользуются не только дети, но даже профессиональные художники. В восемь лет талантливая девочка создала свой первый графический цикл. А в конце 1963 года её рисунки были опубликованы на страницах "Пионерской правды". С десяти лет Надя Рушева посещала классы изостудии. Уже тогда её рисунки, выполненные, главным образом, чернилами, были отмечены поразительным мастерством. Она была необычайно требовательна к себе: не признавая набросков, Надя тщательно продумывала свои рисунки, поэтому каждый из них возникал в считанные минуты.
В 1964 году в редакции журнала "Юность" состоялась первая персональная выставка Нади Рушевой, на которой было представлено 160 её работ. К юной художнице пришла известность: о ней говорили, писали, ее творчеством заинтересовались на телевидении. Надя была счастлива и полна сил. Она много рисовала и фантазировала. Все то, о чем слышала, читала, мечтала и размышляла девочка, дало толчок ее воображению, воплощалось в многочисленных рисунках. Глубина образов, созданных юной художницей поразительна, линии ее работ легки, точны и выразительны. Она умела подметить и схватить самое характерное, остановить мгновение.
Самым любимым поэтом Нади Рушевой был А.С.Пушкин. "Пушкиниана", созданная ею, огромна: несколько сотен рисунков - самых разнообразных и неожиданных. Надя не подражала художественному стилю самого поэта. Но её блистательные импровизации пушкинским рисункам поражают артистичностью и виртуозностью исполнения. Поэта и юную художницу роднят солнечность творчества, умение радоваться жизни. Надя рассказывала, что "сначала были рисунки к сказкам. Папа читал, а я рисовала просто то, что чувствовала". Девочке казалось, что Пушкин был весёлым и обаятельным человеком, которому много давалось легко: он быстро сходился с людьми, имел успех в обществе, вдохновенно и радостно творил. Для Нади и пушкинская эпоха, и сам поэт, и его герой были реальной и близкой действительностью.
В 1969 году Н.Рушева познакомилась с писателем-пушкинистом А.И.Гессеном. Он предложил ей проиллюстрировать главу его книги "Лицейский Парнас", через месяц Надя принесла папку, в которой было более 70 великолепных рисунков. Вот что рассказывал о таланте Н.Рушевой А.И.Гессен: " На 95-ом году своей жизни я привык ничему не удивляться. Но - Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изумлённое чутьё художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух настроения Пушкина и его эпохи?"
31 января 1969 года Наде исполнилось 17 лет. А в конце февраля она поехала в любимый Ленинград сниматься в фильме. Ленинградской студии кинохроники удалось запечатлеть ее восторг от этой поездки: "Эрмитаж. Зимний дворец. Квартира Пушкина на Мойке... И все это можно рисовать сколько душе угодно. Хожу по улицам с альбомом и просто плакать хочется от счастья".
5 марта 1969 года Надя вернулась в Москву. На следующий день она, как всегда, собиралась в школу и вдруг потеряла сознание. В больнице она жила еще 5 часов. Спасти ее не смогли. Как реквием по умершей девушке и как гимн ее таланту звучат слова художника В.А.Ватогина: "Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной - теперь уж нечего бояться преждевременной оценки."
При жизни Н.Рушевой было организовано 14 персональных выставок. Вскоре, после ее кончины, в 1970 году, открылась экспозиция в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. После 1970 года работы Н.Рушевой выставлялись во многих городах: в Харькове, Одессе, Киеве, Кишинёве, Пскове и Ярославле. И повсюду её графика вызывает какой-то особый интерес, сердечный трепет. Прекрасно сказал о духовных истоках такой любви к творчеству юной московской школьницы Дмитрий Сергеевич Лихачев: "Это кристаллизация чистоты духа, люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха."
|